Министерство образования и науки Пермского края Государственное бюджетное учреждение Пермского края
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по внедрению Памяток в образовательных организациях
Памятки разработаны специалистами ГБУ ПК «ЦППМСП» при поддержке Министерства образования и науки Пермского края в целях повышения информированности педагогов, родителей, детей о признаках суицидальной активности несовершеннолетних, а также других видах эмоционального неблагополучия.
Для внедрения памяток рекомендуется организация информирования родителей и детей через родительские собрания и классные часы с использованием предлагаемых речевых модулей для понимания и формирования доверительного отношения к предлагаемой информации.
Администрациям образовательных организаций после проведения родительских собраний и классных часов необходимо разместить памятки для родителей и обучающихся на информационных стендах и официальных сайтах учреждения, а также на официальных страницах в социальных сетях.
Как преподнести информацию РОДИТЕЛЯМ?
Памятки для родителей раздаются на родительском собрании, проходящем в очном, либо в online формате, специально посвященном теме эмоционального состояния и поведения ребенка.
Важно передать информацию о памятках не формально!
Примерный текст беседы с родителями:
«Уважаемые родители, для своих детей вы всегда являетесь надежной опорой и защитой. От ваших грамотных действий зависит эмоциональное благополучие ребенка. Ваш ребенок всегда нуждается в вашей эмоциональной поддержке, помощи и внимании.
Сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят у детей на эмоциональном и поведенческом уровнях и на что необходимо обращать внимание вам, как самым близким в окружении ребенка, людям.
Период взросления – это период биологических, психических и личностных изменений. Происходит перестройка системы взглядов на мир, меняются интересы, ценности ребенка. Бывает, что ребенок вдруг становится очень чувствительным к критике, повышается обидчивость, от этого возникает ощущение непонимания и одиночества. В этот период ребенку важно понимать кто он, с кем он, чувствовать принятие и уважение со стороны окружающих, и конечно, самых близких людей- родителей.
Для вашего ребенка это очень сложный период. Он может проживать такие чувства как отверженность, собственную неполноценность, грусть, безысходность, отчаяние, раздражение, беспомощность, растерянность, страх, обиду, несправедливость.
В связи с этим у детей могут возникать эмоциональные трудности и нарушения, такие как:
- снижение успеваемости в школе;
- потеря интереса к учебной деятельности;
- смена/сужение интересов;
- смена круга общения/ограничение в общении с окружающими;
- эмоциональная неустойчивость;
- повышенная раздражительность;
- замкнутость;
- уход от общения с близким окружением;
- интернет-зависимость;
- прогулы в школе.
Не всегда ребенок готов и способен поделиться своими переживаниями с близкими людьми, поэтому вам, как родителям, важно внимательно относится к ребенку, обращать внимание на любые изменения в поведении и эмоциональном состоянии.
В предлагаемых памятках обозначены признаки эмоционального неблагополучия, тревожные симптомы у ребенка, способы общения с ребенком, телефоны и адреса куда обратиться за помощью.
Если вы заметили у ребенка какие-либо признаки эмоционального неблагополучия, или о них сообщил вам педагог, классный руководитель, или другой человек, не игнорируйте эти сообщения, попробуйте поговорить с ребенком и выяснить причины подавленного состояния. Обязательно обращайтесь за помощью по указанным телефонам и адресам. Важно вовремя прояснить ситуацию, получить консультацию у специалиста, получить информацию о возможных причинах проблем тревожного состояния ребенка, чтобы предотвратить непоправимые последствия.
Давайте вместе сейчас посмотрим на памятки (раздача памяток, либо памятки демонстрация на экране) и обратим внимание на особенно важные моменты на что обращать внимание, как общаться с ребенком, куда обращаться за помощью.
Далее идет обсуждение с родителями, на что важно обращать внимание.
Как преподнести информацию ПОДРОСТКАМ?
Необходимо провести классный час, специально направленный на развитие навыков у обучающихся, таких как, умение слушать и слышать друг друга, на умение видеть, то что происходит с одноклассниками и друзьями.
Подготовка: стулья необходимо расставить по кругу для изменения пространства и отношения к беседе у обучающихся с формальной на более теплую, доверительную.
Примерное ведение классного часа и текст беседы с обучающимися:
«Дорогие ребята, сегодня я хочу обсудить с вами такой вопрос: «Как вы думаете, что самое важное в общении между друг другом?» (взять мячик или другой приятный на ощупь предмет и по кругу передавать обучающимся для ответов, чтобы каждый ребенок выразил свое мнение по этому вопросу)».
Поблагодарить детей за ответы, в конце резюмировать, что очень важно в общении уметь слушать и слышать друг друга, чувствовать эмоциональное состояние того, кто находится рядом с нами.
«Иногда мы сами и наши друзья, одноклассники, сверстники испытываем разные сложные чувства. Давайте будем заботиться друг о друге, обращать внимание на состояние друга, сверстника, предлагать помощь, сами обращаться за помощью ко взрослому, которому доверяете, если чувствуете, что не можете справиться с трудной жизненной ситуацией. Важно не оставаться одному и не оставлять в одиночестве друга, не быть равнодушным к подавленному состоянию другого.
В этом нам помогут специальные памятки, чтобы мы знали на что обращать внимание в общении с нашими друзьями и знакомыми и куда нужно обращаться за помощью (раздача памяток), давайте вместе посмотрим на них и обсудим на что важно обращать внимание.
Если у друга, одноклассника, знакомого вы замечаете:
- беспокойство, тревогу
- подавленное эмоциональное состояние
- пропуски уроков
- потеря интереса к общению с окружающими
- частые перепады настроения
- высказывания о нежелании жить
- разговоры об угрозах со стороны
- суицидальный контент в социальных сетях
ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь за помощью к кому-либо из взрослого окружения. Вы можете СПАСТИ ЖИЗНЬ другу, однокласснику, приятелю, знакомому.
Памятка педагогу по профилактике подросткового суицида здесь
Памятка для родителей по профилактике суицида у детей здесь
Памятка для подростков здесь