Министерство образования и науки Пермского края Государственное бюджетное учреждение Пермского края

«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по внедрению Памяток в образовательных организациях

 

Памятки разработаны специалистами ГБУ ПК «ЦППМСП» при поддержке Министерства образования и науки Пермского края в целях повышения информированности педагогов, родителей, детей о признаках суицидальной активности несовершеннолетних, а также других видах эмоционального неблагополучия.

Для внедрения памяток рекомендуется организация информирования родителей   и    детей    через    родительские    собрания    и    классные    часы с использованием предлагаемых речевых модулей для понимания и формирования доверительного отношения к предлагаемой информации.

Администрациям образовательных организаций после проведения родительских собраний и классных часов необходимо разместить памятки для родителей и обучающихся на информационных стендах и официальных сайтах учреждения, а также на официальных страницах в социальных сетях.

 

Как преподнести информацию РОДИТЕЛЯМ?

 

 

Памятки для родителей раздаются на родительском собрании, проходящем в очном, либо в online формате, специально посвященном теме эмоционального состояния и поведения ребенка.

Важно передать информацию о памятках не формально!

Примерный текст беседы с родителями:

«Уважаемые родители, для своих детей вы всегда являетесь надежной опорой и защитой. От ваших грамотных действий зависит эмоциональное благополучие ребенка. Ваш ребенок всегда нуждается в вашей эмоциональной поддержке, помощи и внимании.

Сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят у детей на эмоциональном и поведенческом уровнях и на что необходимо обращать внимание вам, как самым близким в окружении ребенка, людям.

Период взросления – это период биологических, психических и личностных изменений. Происходит перестройка системы взглядов на мир, меняются интересы, ценности ребенка. Бывает, что ребенок вдруг становится очень чувствительным к критике, повышается обидчивость, от этого возникает ощущение непонимания и одиночества. В этот период ребенку важно понимать кто он, с кем он, чувствовать принятие и уважение со стороны окружающих, и конечно, самых близких людей- родителей.

Для вашего ребенка это очень сложный период. Он может проживать такие чувства как отверженность, собственную неполноценность, грусть, безысходность, отчаяние, раздражение, беспомощность, растерянность, страх, обиду, несправедливость.

В   связи   с   этим   у   детей   могут   возникать   эмоциональные   трудности и нарушения, такие как:

  • снижение успеваемости в школе;
  • потеря интереса к учебной деятельности;
  • смена/сужение интересов;
  • смена круга общения/ограничение в общении с окружающими;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • повышенная раздражительность;
  • замкнутость;
  • уход от общения с близким окружением;
  • интернет-зависимость;
  • прогулы в школе.

 

Не всегда ребенок готов и способен поделиться своими переживаниями с близкими людьми, поэтому вам, как родителям, важно внимательно относится к ребенку, обращать внимание на любые изменения в поведении и эмоциональном состоянии.

В предлагаемых памятках обозначены признаки эмоционального неблагополучия, тревожные симптомы у ребенка, способы общения с ребенком, телефоны и адреса куда обратиться за помощью.

Если вы заметили у ребенка какие-либо признаки эмоционального неблагополучия, или о них сообщил вам педагог, классный руководитель, или другой человек, не игнорируйте эти сообщения, попробуйте поговорить с ребенком и выяснить причины   подавленного   состояния.   Обязательно   обращайтесь за помощью по указанным телефонам и адресам. Важно вовремя прояснить ситуацию, получить   консультацию   у   специалиста,   получить   информацию о возможных причинах проблем тревожного состояния ребенка, чтобы предотвратить непоправимые последствия.

Давайте вместе сейчас посмотрим на памятки (раздача памяток, либо памятки демонстрация на экране) и обратим внимание на особенно важные моменты на что обращать внимание, как общаться с ребенком, куда обращаться за помощью.

Далее идет обсуждение с родителями, на что важно обращать внимание.

 

Как преподнести информацию ПОДРОСТКАМ?

 

 

Необходимо провести классный час, специально направленный на развитие навыков у обучающихся, таких как, умение слушать и слышать друг друга, на умение видеть, то что происходит с одноклассниками и друзьями.

Подготовка: стулья необходимо расставить по кругу для изменения пространства и отношения к беседе у обучающихся с формальной на более теплую, доверительную.

Примерное ведение классного часа и текст беседы с обучающимися:

«Дорогие ребята, сегодня я хочу обсудить с вами такой вопрос: «Как вы думаете, что самое важное в общении между друг другом?» (взять мячик или другой приятный на ощупь предмет и по кругу передавать обучающимся для ответов, чтобы каждый ребенок выразил свое мнение по этому вопросу)».

Поблагодарить детей за ответы, в конце резюмировать, что очень важно в общении уметь слушать и слышать друг друга, чувствовать эмоциональное состояние того, кто находится рядом с нами.

«Иногда мы сами и наши друзья, одноклассники, сверстники испытываем разные сложные чувства. Давайте будем заботиться друг о друге, обращать внимание на состояние друга, сверстника, предлагать помощь, сами обращаться за помощью ко взрослому, которому доверяете, если чувствуете, что не можете справиться с   трудной   жизненной   ситуацией.   Важно   не   оставаться одному и не оставлять в одиночестве друга, не быть равнодушным к подавленному состоянию другого.

В этом нам помогут специальные памятки, чтобы мы знали на что обращать внимание в общении с нашими друзьями и знакомыми и куда нужно обращаться за помощью (раздача памяток), давайте вместе посмотрим на них и обсудим на что важно обращать внимание.

Если у друга, одноклассника, знакомого вы замечаете:

  • беспокойство, тревогу
  • подавленное эмоциональное состояние
  • пропуски уроков
  • потеря интереса к общению с окружающими
  • частые перепады настроения
  • высказывания о нежелании жить
  • разговоры об угрозах со стороны
  • суицидальный контент в социальных сетях

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь за помощью к кому-либо из взрослого окружения. Вы можете СПАСТИ ЖИЗНЬ другу, однокласснику, приятелю, знакомому.

 

Памятка педагогу по профилактике подросткового суицида здесь

Памятка для родителей по профилактике суицида у детей здесь

Памятка для подростков здесь